вторник, 30 августа 2011 г.

Ближе к корням, или период народных промыслов



Знаете, я горжусь тем, что в моей Корзине рукоделий есть и достойный представитель народных промыслов.
Около 5 лет я потратила на его освоение, но не жалею об этом времени, поскольку твердо знаю, что умею теперь нечто исконно русское, владею неким редким, практически умирающим искусством...

На следующих фотографиях представлены образцы времен начала и конца обучения - что называется, почувствуйте разницу :)



Зимой 1993 г. я, уже пережив первый период увлечения вышивкой крестиком, но не до конца осознав любовь к креативу как таковому, всё еще пребывала в поисках какого-то определенного творческого занятия.
Именно в то время на одной из городских рукодельных выставок-ярмарок мне попалась на глаза неописуемая красота, которую мне непременно захотелось сотворить своими руками.
Так я начала заниматься хохломской росписью.

В жизни мне очень везет с людьми.
Как-то так складывается, что если уж я начинаю чему-то учиться у конкретного человека, то он, даже попавшись мне абсолютно случайно, непременно оказывается замечательной личностью и специалистом, своеобразным гуру в своей сфере.
Так было и с кружком хохломской росписи - я пошла в один из нескольких имевшихся, а оказалась у замечательной женщины, само имя которой (Патрушева Татьяна Ермолаевна) способно было затронуть в душе какие-то исконно русские струнки.
Никогда после я не видела работ, выполненных с таким вкусом и аккуратностью, каковыми отличались её произведения. До сих пор меня передергивает от большинства кустарных, поставленных на поток поделок, встречающихся в сувенирных магазинах (основная часть из имеющихся в столицах к тому же изготовлена китайцами).

У меня очень долго не получалось ничего путного, и только спустя 4 года занятий умение вдруг как будто свалилось с неба - так неожиданно, что больше всего удивило меня саму.
Я наслаждалась им около года, а потом вынуждена была забросить хохломскую роспись из-за того, что в 10 классе просто перестало хватать на неё времени.
На прощание Татьяна Ермолаевна сказала мне, что однажды обретенное умение "писать хохлому" утратить нельзя - это на всю жизнь.
И это действительно так - стоит чуть-чуть потренироваться, и в руку каким-то непостижимым образом снова возвращаются обретенные навыки, доставшиеся мне в свое время с таким трудом...

Непременно хочется сказать пару слов о самой хохломской росписи и её истории.
Хохлома - это небольшое старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов, в котором, по преданию, и зародилось искусство росписи золоченой деревянной посуды.
Историки описывают появление хохломской росписи следующим образом. С древних времен люди использовали деревянную посуду, но пользоваться ею было не совсем  удобно, т.к. неокрашенное дерево впитывает жидкость и быстро загрязняется. В Хохломе же, якобы, не только придумали пропитывать посуду льняным маслом для предотвращения её намокания, но и начали её расписывать. Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

В хохломской росписи почти нет жанровых сценок, в основном изображается так называемый травный орнамент, связанный с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодами и цветами, черно-красная с золотом цветовая гамма - всё это и есть хохлома.

Ниже я собрала фотографии оставшихся у меня работ - в основном это деревянные доски, расписанные, кроме первой, в последний год занятий.



Я уже говорила, что не умею рисовать?
Так ведь до сих пор не умею - только могу писать хохлому :)

Креативьте с удовольствием!

11 комментариев:

  1. Лена, потрясающе красиво!!! А почему ты не умеешь рисовать при том, что так красиво расписала доски? Это принципиально разные вещи?

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, я считаю, что люди, которые умеют рисовать, способны просто сесть и нарисовать что угодно - птичку, цветочек, сценку с человечком, и это будет у них выглядеть красиво или весело, или симпатично.
    В хохломе просто набиваешь руку на написании конкретных элементов, знаешь их правила и учишься это всё компоновать в нужной композиции.
    А просто нарисовать что-то, не срисовывая (срисовать каждый может, кажется), я действительно не умею - то ли фантазии не хватает, то ли умения воплотить задуманное...

    ОтветитьУдалить
  3. Да, и спасибо за отзыв!
    А то увлеклась как-то рассуждениями :)

    ОтветитьУдалить
  4. Лена, я выражаю восхищение! Не досточкам, не какому поределённому уровню мастерства, а выбору направления в искусстве. Ты сказала очень правильную фразу - я горжусь тем, что... Тебе действительно есть чем гордиться! Ценность твоих знаний возрастёт, когда в своё время ты передашь свои умения другой такой девчушке, которая с горящими глазами будет с упоением рассматривать каждый завиточек хохломской росписи, мечтая научится такому.
    И по поводу 3-летнего "неполучательства". Мой учитель рисования, который появился у меня уже в очень сознательном возрасте говорил следующее - бери кисть, возми краску, медленно вращай кистью на планшете, делай это медленно - очень медленно, вращай не меньше 200 раз, не думай ни о чём! Так ты готовишь ум к великим делам, а запастье приобретает гибкость. Сконцентрируйся на нём, оно продиктует первую линию, именно эта линия вдохнёт жизнь в твой рисунок...
    Вот так и ты 3 года готовила свой ум к великим делам:) Не останавливайся на достигнутом, ведь работы твои прекрасны и самобытны!

    ОтветитьУдалить
  5. Бубичек, спасибо, ты всегда так точно всё комментируешь - за душу берет, правда :)
    Но самое интересное - у тебя был учитель рисования?? ты рисуешь? а что? а как? в блоге про это писала?
    Так интересно было бы посмотреть твои работы.
    Расскажи,а?

    ОтветитьУдалить
  6. ;) Ленчик, расскажу при случае:) И спасибо тебе за такой приятный позитив в мой адресс! И да, я показывала некоторые работы в блоге, в качестве иллюстраций к готовым изделиям. Вот тут акварель http://domikbubika.blogspot.com/2011/07/blog-post.html
    А вот тут набросок http://domikbubika.blogspot.com/2011/05/blog-post.html
    Есть некоторые работы маслом, но я их особо не показываю. Я не художник, всего лишь бумажки пачкаю:)))

    ОтветитьУдалить
  7. Дааааа, всем бы быть такими "пачкунами" бумаги...:)
    Акварель очень понравилась, и как обычно, более всего, что мне импонирует в твоих работах - это подбор цветов, оттенков (исполнение тоже у тебя всегда на очень высоком уровне, но приятность для глаза достигается всё же именно цветом, формой, материалами).
    Набросок впечатлил, хотя я и не люблю портреты детей как жанр. Впечатлил проработанностью, четкостью работы с графикой.
    Обещанного рассказа буду ждать с интересом!

    ОтветитьУдалить
  8. Ленуся, спасибо! Краснеюююю! Млеюююю!

    ОтветитьУдалить
  9. Очень тронул ваш рассказ о хохломской росписи. Меня давно манИт эта роспись, думаю, созрею когда-н.
    У вас интересный иразно сторонний блог, рада, что к вам зашла.
    Катерина.
    Бубик, спасибо за рассказ об учителе рисования! Вдохновляет. Я вдохновилась резко на рисование только во время беременности, сейчас охватил пэчворк, но рисование, думаю, это вернётся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, если вдохновение посещает, то попробовать стоит обязательно.
      У кого-то, кстати, очень быстро начинает получаться :)

      Катерина, и еще - можно на "ты".
      Я сама редко начинаю с кем-то общение в Сети не с "вы", но, думаю, что по обоюдному согласию удобнее потом переходить на другое обращение.
      Впрочем, как вам удобнее.

      Рада, что зашли, рада, что понравилось.

      Удалить